ХАО ГАН (HAOGANG)
ТУРМАЛИНОВАЯ ПРОДУКЦИЯ В ПОМОЩЬ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ И БЮДЖЕТУ
Суббота, 20.04.2024, 14:16      
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БИЗНЕС-ПАРТНЕРА КОМПАНИИ "ХАО ГАН" (HAOGANG) ЛИДИИ ШЛЯХТИНОЙ
Официальным сайтом компании Haogang Technology Co., Ltd не является
ВХОД (не обязательно)

О компании Хао Ган

ПОИСК на САЙТЕ

ПРОДУКЦИЯ

БИЗНЕС с Хао Ган

Партнеры сайта

Издательство ИНФО-DVD

Облако тегов
Bang De Li Qing Gong Wan вагинальные шарики для очищения матки для сжигания жира КИТАЙСКИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ПЛАСТЫРИ ахроит верделит индиголит инфракрасные лучи дневной крем Косметика CRIUSK CLEAN POINT Оздоровительные тампоны аднексит бесплодие геморрой Bangdeli Qinggongwan Shaanxi Zhongbang Pharma-Tech Co QING GONG WAN Bang De Li Beautiful Life воспаление матки вагинальный шарик гинекологическе заболевания климакс LTC Анионный озонатор HG-02 Автомобильный анионный озонатор HG- Анионный озонатор НG-01 Ионизатор Восточное Здоровье детоксикация организма иммунитет инсулин лейкемия аминокислоты белки ВИТАМИН С витамины горькая гречиха жирные кислоты Групповой объем дистрибьютор Прямой объем продаж Сетевое вознаграждение Как стать партнером Хао Ган инфракрасне элементы китайские лечебные прокладки анионные ПАВ антисептик Гель для душа природный детский церебральный паралич сахарный диабет Гипертония заболевания печени заболевания почек Капсулы Горькая гречиха варикоз бусы и браслет заболевания шеи Волшебные шарики для стирки Лецитин Линчжи HAOGANG БАДы Хао Ган Гинко Билоба экстракт розы антиоксиданты Кровообращение Мягкие капсулы дцп Биодобавка Lecithin гинкго билоба жемчуг ишемическая болезнь Хитозан кордицепс спирулина Атеросклероз гипертоническая болезнь Инсульт Инфаркт миокарда турмалин бамбуковый уксус выведение токсинов Древесный уксус крахмал Имбирь Велисиан Гуйзи кровообращение в микрососудах артриты канифоль Куркума лавр анионы активный кислород Анионный озонатор воздуха HG-01 дезинфекция кровяное давление Автомобильный озонатор воздуха HG-0

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОБО ВСЁМ » ОБО ВСЁМ » ГРАМОТА » О происхождении некоторых русских географических названий
О происхождении некоторых русских географических названий
LINDAДата: Суббота, 28.06.2014, 21:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 600
Статус: Offline
О происхождении некоторых русских географических названий

Из книги "Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография". Демин В., Зеленцов С. Издательство "Вече".


     Происхождение названия Камы теряется в тех же невообразимых глубинах общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. Кама - в ряде финно-угорских языков означает "река". С тем же самым смыслом, но в несколько иной вокализации - кемь, известен целый ряд гидронимов и топонимов на территории Евразии. Например, река с названием Кемь есть в Карелии и Восточной Сибири. В заповедное Белоозеро на Вологодчине впадает река Кема. Но с точно таким же "речным" смыслом данная корневая основа употребляется у
китайцев и монголов. Тувинцы и хакасы также именуют Енисей - Кемь. На Алтае Ак-Кем ("Белая вода") - приток Катуни, а в окрестностях священной горы Белухи - целый комплекс с аналогичным названием: два озера, тающий ледник, перевал…

     Сходные гидронимы встречаются в Средней Азии и Европе. При этом лингвисты утверждают, что корень "кемь" имеет индоевропейское происхождение. В этом случае название уральской Камы не просто случайно совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по
имени которого назван трактат "Камасутра"), но и наверняка имеет общий источник происхождения. Нельзя не вспомнить и о Камчатке…
Двигаясь мысленно по следам древних индоевропейцев в Европу, мы и здесь обнаруживаем сходные топонимы: Кембридж ("Город на реке", а река сия именуется Кем) - в Англии; Кемпер (от старобретонского названия, означающего "Слияние рек") - во Франции; Кемери - древнее поселение (а ныне известный курорт) на месте целебного источника в Латвии. Не случайно, видимо, и одно из самоназваний древних египтян - кеми,- связанное с разливом Нила. Но и это еще не все. Известно, что в старину шаман на Руси назывался кам. Заимствовано слово было у половцев, исповедавших шаманизм. Отсюда и дожившее до наших дней слово камлание - обрядовое действо шамана. Возможно, и древнеарийский бог любви Кама был когда-то шаманом?
________________________________________
Имя реки Оки более древнего происхождения, чем русский язык, даже в своей древней форме. В праславянском (т.е. в общем для всех славянских народов) языке слово "око" в смысле "глаз" звучало точно так же как и сегодня (аналогичная корневая основа в слове "окно"). Но первооткрывателями и первоназывателями реки Оки могли стать народы, говорившие на совершенно других языках и жившие на территории окского бассейна до заселения его славянами (т.е. до I тысячелетия до р.Х.).

     Например, с запада, вплотную к окскому региону примыкали литовские земли. В литовском языке слово akis означает то же самое, что и в русском -"око, глаз". У другого балтийского народа - латышей - aka значит "колодец". В русских говорах также встречается слово в таком же значении: в архангельском диалекте зафиксировано понятие "околом" в смысле "маленькое озеро". С севера окские земли соседствовали с территориями, населенными финно-угорскими племенами. Здесь akka значит "бабка, старуха". Аналогично по-саамски аккъ - "бабушка", но у финноязычных саамов(лопарей) есть еще одна корневая основа, подходящая на роль лексической крестной матери Оки: йока - "река"(по-фински "река" - joki).

     Но на ту же роль вполне могут претендовать и другие народы. Например, сходным образом звучит слово "река" у ряда сибирских народов, говорящих на тунгусо-манчжурьских языках: у эвенов (ламутов) - оккат, у эвенов - оката. Русские первопроходцы и первопоселенцы переиначили эвенкийскую окату в более понятную им Охоту, по русифицированному имени которой назвали затем и Охотский острог, и Охотское море. Поэтому в общем-то совсем не удивительно, что на территории России известно по меньшей мере
пять рек с одним и тем же именем Ока. Помимо наиболее известного на сегодняшний день притока Волги есть еще реки с точно таким же
названием:на Псковщине - впадает в реку Кунью, приток Ловати; в Пермской области и Башкирии - впадает в реку Ай- приток Уфы; в Иркутской области - левый приток Ангары; наконец, есть еще одна Ока, впадающая в Белое море.
________________________________________
     Вообще же название Днепра гораздо древнее, чем вся эллинская история. Ибо в древности его имя звучало как Данапр, и в нем недвусмысленно слышится общеиндоевропейский и даже доиндоевропейский корень дан (дон, дун),означающий "воду".
________________________________________
     Автохтонное название великой русской реки Дон, подобно некоторым другим, как уже говорилось, восходит к доиндоевропейскому корню дан (дон, дун), означающему "воду". Данная корневая морфема входит в название других русских рек - Днепр, Донец, Д(а)нестр, Дунай, Родан, Эридан и др. Сказанное, кстати, всецело относится и к древнеязыческому женскому имени Дуня (она же Доня), до недавнего времени одному из самых распространенных на Руси, которое после принятия христианства было искуственно привязано к заимствованному Евдокия, что в переводе с греческого означает "благоволение".
________________________________________
     Название реки Кара и Карского моря обычно производят от ненецкого слова хара - "извилистая", другие же от слова хоре ("торосистый лед"). Но есть и другие гипотезы, увязывающие корневую основу с древним ностратическим языком, бывшим в древности
общим для большинства современных народов Северной Евразии. Например, Александр Асов - известный исследователь российских древностей - этимологически сопрягает с названием Карского моря имя древнеславянского солнцебога Хорса.

     Действительно, данный топоним очень древнего и, несомненно, доарийского происхождения, так как лексема "хор" является общей не только для доиндоевропейских, но и для семито-хамитских языков, а русский хорс родственен древнеегипетскому Хору (Гору).
Того же корня и современные русские слова "хорошо", "хоромы" и производного от них слово "храм", далее - "хоробрый" ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорон(иться)", "хорохор(иться)" и др.

     В честь солнцебога Хорса наименован древнерусский крымский город - Хорсунь (Корсунь). Греки называли его Херсонес,
отталкиваясь, по-видимому, от исконно-русского наименования, хотя корень "херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя бога Гермеса - Hermes). Более того, он уходит в глубь доиндоевропейского прошлого и обнаруживается в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте явился Бог, -именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) - по названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай. (си. Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой летописи, что имя одного из трех братьев - легендарных основателей Киева - тоже было Хорив. Удивительное это совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий к общему праязыку, где он
охватывал совокупность понятий, относящихся к солнцу, свету и благу ("хорошо!").

     К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем "хар" ( с учетом чередования гласных "а" и "о"). Вспомним Харит - благодетельных древнегреческих богинь милости и добра, дочерей солнцебога Гелиоса (вот он, искомый солнечный смысл). Того же значения устаревшее русское слово "харный", "гарный" (ср.: украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный" однокоренные. Отсюда же слова "ухать" и "харя" с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи", "характер". А также название города Харьков, причем вполне допустимо, что вторая его часть в
украинском произнесении Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени древнерусского князя - Кия.

     Классический обрядовый танец - хоровод (у болгар он называется "хоро", у румын -"хора") имитирует солнечный круг и в старину несомненно был связан с поклонением солнцу. Но точно такой же архаичный танец у евреев именуется на иврите "хора". Между прочим, традиционный круговой обход вокруг буддийской ступы также именуется "хора". Что касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической основы, то их нетрудно установить путем сопоставления с соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце" и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего солнца - Xurset. По сообщению Плиния, скифы персов именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм.

     Данный топонимический ряд может быть продолжен и в других пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить название
столицы древнего тангутского государства - Хара-Хото, разрушенной дотла Чингисханом, или манчжуро-китайский город Харбин. Одна из коренных народностей Тибета также именуется.

     Обожествленная ипостась ведийского Вала обнаруживается сплошь и рядом. Во-первых, от древнеарийского теонима произошло имя чисто русского скотьего бога Велеса(поэтому неудивительно такое пристрастие ведийского Вала к похищению коров).Во-вторых, корни данного божества уходят в глубины доарийской этнокультурной и лингвистической общности: имя Вала (Ваал, Баал) вполне сопрягается с именем другого славянского божества - Бела, или Белбога. В-третьих, архаичный корень "вал" получил широкое распространение и в других мифологических именах: например, у скандинавов известен Вали, ребенок-мститель, сын верховного бога Одина;
тот же корень присутствует и в широко известных названиях "валькирии" и "валгала".

     Что же касается демонизации ведийского Ваала, то в христианско-иудаистской традиции он в конце-концов и семантически и
фонетически превратился в пресловутого Вельзевула (Велезевула) - "князя бесов".
________________________________________
     Господствующая долгое время в российской исторической науке точка зрения относила возникновение казачества к XVI веку. Согласно такому подходу, "казаками" называли себя беглые крестьяне, которые скрывались на Дону от царя и своих бывших хозяев.
Сейчас же, когда произошла "переоценка ценностей ", начинает утверждаться более взвешенное воззрение, и казачество определяется как народность, которая образовалась в начале новой эры в результате генетических связей между туранскими племенами скифского народа (ка-сака) и приазовских славян метео-кайсаров - с некоторой примесью аланов. Имя казаков в разные времена и у разных авторов варьировалось: их называли коссахи, касакос, касаги,касоги, казяги и т. д. В переводе со скифского "коссахи" значит"белые Сахи" или "белые олени" (название скифского племени).

     По-видимому, именно поэтому у казаков в старинном гербе - белый олень, раненный стрелой. По некоторым данным, в X веке было образовано даже государство казаков Томаторкань (более известное нам как Тьмутаракань), которое простиралось от Дона и Кубани до территории нынешней Курской области.

     Недавно низовья Дона заинтересовали знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала. Согласно географической и исторической энциклопедии "Круг земной", составленной в XIII веке исландцем Снорри Стурлусоном, владsка скандинавского пантеона Один проживал со своим народом на территории юга Росии в городе богов Асгард, первый слог которого совпадает сназванием
Азова и (Азовского моря), если этот топоним (и гидроним) читатькак Асов.Где-то около Дона находилось и древнее святилище скандинавов, которое они называли Ас-Хоф ("хоф" - древненорвежское слово, означающее храм или священное место). Именно Ас-Хоф Тур Хейердал считал тождественным названию Азов.

     В "Саге об Инглингах", входящей в "Круг земной", говорится о земле асов, расположенной в низовьях Танаиса, так в древности называли реку Дон. Предводителем асов в древние времена был некий Один. Войны асов с племенами соседних народов проходили с
переменным успехом. В конце концов асы, ослабленные долгими войнами вынуждены были отступить на Север.

     Согласно норвежским сагам, в низовьях Дона располагалась так называемая Великая Швеция, или Готхайм - Земля Богов. По историко-археологическим данным, здесь проживала группа племен под общим названием сарматы, или аланы. Общепризнанно, что самоназвание аланов - асы. К востоку от Дона действительно жил народ асов… В свете изысканий Тура Хейердала кажется замечательным одно совпадение: "асы" на языке сарматов - боги, то есть богом избранный народ. А древнее население Северной Германии и Скандинавии называло себя "готы", что на их языке означало то же самое.
________________________________________
     Имя Ильмень довольно сложно для интерпретации. Среди этимологов… предпочтение отдается самым сложным и неправдоподобным вариантам с обязательным поиском каких-нибудь иноземных корней. Самое простое объяснение, например, происхождение названия озера от обыкновенного русского слова "ил" (в смысле "придонный осадок") начисто и дружно отметается.

     Курьезным или случайным совпадением объявляются и повсеместно распространенные сходные топонимические и гидронимические имена: скажем, Ильменские горы на Южном Урале и находящееся там же озеро, точную кальку новгородского "собрата" - Ильмень. В Европе, в бассейне Эльбы (славянской Лабы) есть речка под названием Ильм и точно такое же название у одного из притоков верхнего Дуная.

     Вопреки приведенным фактам современные этимологи отдают предпочтение финской версии происхождения названия озера Ильмень. Действительно, финское слово ilm означает "воздух" (отсюда праматерь Ильматар, из бессмертной "Калевалы", являющаяся божеством воздуха и одновременно воды; и один из главных героев карело-финского эпоса - Ильмаринен).

     …В старорусском произношении озера - Ильмерь (в такой вокализации оно представлено, к примеру, в Лаврентьевской летописи) явственно проступают две архаичных корневых основы - "илм" + "мер".

     …По большому счету лексема "илм" уходит в такие стародавние времена, что невольно начинает кружиться голова. В редуцированном виде корневая основа"ил" (il) и доныне сохранилась в словарном запасе обособившихся друг от друга языков. Мы находим ее в составе многих теонимов(божественных имен). И не тольк в "Калевале". Из Библии хорошо известно имя пророка Илии, означающее "мой Бог" и восходящее к другим именам древних семитских богов: угаритский Илу (так звали и древнейеменского верховного бога), финикийский Крон - Эл и др. По-аккадски, например, в "Эпосе о Гильгамеше" ilu также означает "бог".

     Данный корень фигурирует и в индоевропейской мифологии: Ила - ведийская богиня жертвенного возлияния и молитвы, Иллуянка - хеттский дракон, победивший бога грозы, и др. Наконец, нельзя не заметить, что и исконном названии легендарной Трои - Илион -присутствует все тот же корень "ил". В это же мифологическое гнездо древних богов и героев входит и русский Илья Муромец. Однако, вопреки сложившемуся и укоренившемуся мнению, имя его вовсе не представляет собой заимствования из Ветхого Завета. Макс Фасмер
совершенно прав: поддерживая мнение других этимологов, он выводит русского Илью не из древнееврейского Илии (что переводится как "мой Бог"), а из имени эллинского солнцебога Гелиоса, имеющего общеязыковые корни и восходящего к архаичной протооснове "ил - эл". Вполне вероятно, что первоначально русский герой (или бог), имя которого впоследствии стало звучать как Илья, имел прямое отношение к солнечно-небесному культу. Исходя из всего вышесказанного, новгородское озеро Ильмень вполне могло первоначально означать "Небесное (Солнечное) море".

     Нельзя пройти и мимо второй составной части этого имени. Вне всяких сомнений, она связана с одним из архаичных лексических элементов древнейшего праязыка - mr, образующих сакральное название вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа индоевропейских и других народов Земли. Корневая протооснова mr дает настоящую цепную реакцию взаимосвязанных между собой лексем и значений в различных языках мира. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - "меру", и конец жизни"[с]мерть", "мор". От той же корневой основы в конечном счете образованы и такие русские слова, как "море" (о чем далее), "меркнуть", "мерцать" и др.

     Символ полярной отчизны - золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали небожители и царил Золотой век (отсюда, кстати, русская поговорка:"На седьмом небе" - синоним высшего блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд.

     Согласно буддийской философской и космологической концепции, существует бесчисленное множество миров, похожих на землю и окружающие ее планеты. Каждый такой мир напоминает плоский диск с размещенными на нем материками и наполненный водой. В центре каждого такого плоскостного океана находится своя гора (Су)-Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы также произносится двояко - и Меру, и Сумеру (sumeru означает "наилучший", "высочайший","красивый"). Это
древнеарийское слово легко сопрягается с этнонимом сумеру - так первоначально звучало название древнего народа, более известного в
русской вокализации как шумеры, которые основали в Месопотамии одно из первых на земле государств - Шумер. (Поразительно, но факт: в шумерском языке слово "любимая" звучит так же, как и в русском - "люба").

     …Смысловое и лексическое гнездо, связанное с архаичной корневой основой mr, воистину неисчерпаемо. Сюда входит, к примеру, понятие "смерть", в первобытном мировоззрении неотделимое от представления о мраке (ночи). Это отразилось в древнерусских однокоренных словах: "мор"("смерть") и "морок" ("мрак", "ночь"). Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл - "затяжное, хлопотное дело, канитель", еще в XIX веке сохраняло первозданное значение "мрак"(см.: Словарь Владимира Даля). В подобном же обличие соответствующая лексическая основа предстает и в других языках индоевропейской группы: от санскритского m-ara - "смерть", а также "убивающий","уничтожающий" - до французского "кошмар".

     В славянской мифологии смерть была воплощена в образах богини Морены (Марены, Мараны) и множестве злокозненных духов, порожденных ночью под общим именем "мары" (или "моры" - один из них всем известная русская кикимора).Интересно, что в мундодравидской мифологии, то есть у автохтонного населения Индостана, еще до вторжения туда индоарийских племен существовал культ
кровожадной богини с похожим именем - Мараи, которой приносились человеческие жертвы (в основном дети). Культ этот дожил до XX века.

     В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара - божество, персонифицирующее зло и все, что приводит к смерти живые существа. У Мары древнейшая(добудистская) родословная, восходящая к общечеловеческой пракультуре. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в тибетском языке (древнем и современном) слово morana означает тоже самое, что и в русском языке: Морана (Морена) = "смерть". (И в санскрите есть точно такое же слово - marana- "смерть".) Разумеется, ни о каком прямом заимствовании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода - заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника - праязыка. В современных языках древние протолексемы продолжают жить полнокровной, вполне самостоятельной жизнью. На протяжении многих тысячелетий, нередко в фонетически и морфологически измененном виде они медленно дрейфовали внутри языков, отпочковывавшихся от первичного праязыка, обретая все новые и новые смыслы.

     Неисчерпаемое многообразие смысловых значений и их оттенков, заключенных в древнейшей корневой основе mr, в данном плане особенно показательно. В русском языке, помимо многозначных названий "мир" и "мера", восходящих к своей смысловой праматери - горе Меру, -есть немало и других слов, содержащих корень mr. Прежде всего, это лексическое гнездо, связанное со словом "море". В различных языках корневая основа mr соединена с разными гласными звуками. Так, латинская вокабула mare ("море") несомненно взаимосвязана с многозначной лексемой mar в санскрите. А немецкое meer - "море" по своей вокализации практически совпадает с названием самой горы Меру. В русском фольклоре "морской аспект "общеиндоевропейского и доарийского мировоззрения закодирован заговорах про Море-Окиян. Так что незачем обращаться к финскому языку за тем, чтобы отыскать в нем русский корень "мер", входящий в состав
названия Илмерь (Ильмень).

     Между прочим, известно и исконно русское слово "ильмень". Дабы убедиться в этом, достаточно заглянуть во второй том Словаря
Владимира Даля. В южнорусских говорах (например, в астраханском) "ильмень" означает "озеро"(правда, не всякое, а образующееся после
разлива рек или, напротив, в результате пересыхания русла; сюда же относятся и большие ямы, заполненные дождевой или талой водой). На юге России (заметьте, на юге, а не на севере и не на северо-западе) были распространены (по крайней мере, во времена Даля) и прилагательные: "ильменный", "ильменистый"…
________________________________________
     Имена некоторых российских озер уходят в такую седую древность, когда был единый праязык или, по крайней мере, какие-то вычленившиеся массивы, ставшие в дальнейшем основой для будущих крупных языковых семей. Ладожское озеро - лучший тому пример. В его названии слышатся в первую очередь имена древних божеств - Лада (упорядочивающего космос и человеческие отношения) и Лады(богини любви и семейного благополучия). Впрочем, известно и древнее финское имя Ладоги - Нево (от финского neva - "болото, топь, трясина"; отсюда же и название реки Невы).

     По летописным преданиям, еще в I веке н.э. остров Валаам на Ладожском озере с материкового берега благословил апостол Андрей Первозванный, добравшийся до сих мест в своих провидческих скитаниях по Руси. Впоследствии здесь возник всемирно известный монастырь. Но еще задолго до принятия христианства на Валааме процветал языческий культ древнеславянского бога Велеса, по имени которого, по мнению многих топонимистов и этимологов, и был прозван остров (сегодня известны остатки по крайней мере трех языческих капищ).

     Однако в названии острова не менее явственно слышится имя и более древнего бога, известного из Библии как Ваал. Так в грецизированном переиначивании звучит имя древнесемитского Баала (Балу). Но было бы наивно полагать, что на берега Ладоги имя сие попало с Ближнего Востока. Скорее наоборот: при миграции гипербореев с Севера на Юг отдельные слова тогда еще нерасчлененного языка закреплялись по всему пути их перемещения. По той же причине этимологически и семантически родственен древнесемитскому
Баалу и древнерусский Белбог (так же как, собственно, и слово "белый"). Несомненные отголоски имени древнего божества слышатся и в названии Балтики - региона в целом и Балтийского моря в частности.
________________________________________
     Как и Ладожское, Онежское озеро повсюду дышит седой древностью. В стародавние времена, а также в народном обиходе озеро звалось кратко и звучно -Онего….

     Лингвисты не в состоянии дать никакого вразумительного объяснения, откуда взялось название Онего. Даже столь почитаемая этимологами концепция "заимствования" не дает никакой вразумительной подсказки. Сколько не вороши финно-угорские языки -ничего
правдоподобного не вырисовывается. А может, и не стоит вовсе беспокоить соседей? Может, ключ содержится в древнем праязыке или даже в славянской лексике? Например, корневая основа гидронима Онего созвучна со старорусским указательным словом "оне" (мн. ч.), означающим "те" (отсюда произошли и личныеме стоимения 3-го лица "он" и "они"). В русских народных говорах Карелии и сегодня фиксируется слово "онетый", "онетот" ("вон тот"? - прим. hgsa), указывающее на близкорасположенный предмет или объект. В диалектных словарях нетрудно отыскать и другие созвучные слова, но уже с другим смыслом: например, в Смоленской области зафиксировано слово "оней", означающее "бедняк", "голь".

     Поддается приемлемому истолкованию и вторая часть гидронима Онего -"го". Данный корень составляет основу многих архаичных русских понятий, к примеру, "год". Его лексическая основа восходит к санскритскому многозначному слову go, в первую очередь служащему для обозначения понятий "бык" и "корова"(это значение сохранилось в современном русском слове "говядина", образованного от устаревшего ныне "говядо", означавшего всякую крупную рогатую скотину -быка, вола, корову; отсюда же и ненормативное слово "говно"). Но санскритское go означает также "звезды", и "лучи света" (и кроме того, "речь" - откуда русское "говорить"), что несомненно раскрывает его космические корни и делает понятным астрально-циклическое происхождение самого слова "год". Таким образом, семантика имени Онего может быть и вполне индоевропейской: скажем, "тот год" или "тот скот". С учетом факта миграции индоариев (не
позже III тысячелетия дон. э.) с Севера на Юг в оставленных ими топонимических и гидронимических следах нет ничего невероятного.
________________________________________
     Название реки Колы, давшей впоследствии имя всему Кольскому полуострову, однозначно связано с именем солнечного божества Коло и, следовательно, несет на себе архаичные следы языческого культа Солнца. Коло -древнейшее индоевропейское и доиндоевропейское (яфетическое) название Солнца(одновременно Кол - одно из названий полярной звезды. Мы уже говорили, что есть две реки с одинаковым названием и корнем - Колва: в Пермской области - приток Вишеры и в Ненецком национальном округе - приток Усы, а в Баренцевом море -остров Колгуев, и т.д. И так - вплоть до Колымы. Но не только Север сохранил следы древнейшей истории и
предыстории. В Верхневолжье известен город Кологрив, в Подмосковье - Коломна, а на Бородинском поле протекает речка Колоча, на ее берегу был построен Колоцкий монастырь. Современный немецкий город Кельн в древности прозывался - Колин: здесь повсюду жили балтийские славяне, позже уничтоженные в ходе германской экспансии - Drang nach Osten ("натиска на Восток").

     Корневая основа "кол" типична для языков самых различных языковых семей. Его первоначальный смысл - "круг", что связано прежде всего с Солнечным "кругом". Можно вспомнить "коло" - хороводный танец на Балканах. Казацкий круг (рада) у запорожцев также именовался коло. В этот же ряд следует поместить сакральные и, несомненно древнейшие понятия "колдун", "колядовать", "колдовство". Значение округлости, как отличительного качества колеса наложило отпечаток и на другие русские слова: "кольцо", "кольчуга", "колесница", "колымага", "колодец", "колыбель","калач", "колыбель", "колган" примитивная посуда, "колоброд", "около" и др. В европейских музеях можно увидеть женские подвесные украшения, именовавшиеся у русских колты (ср.: также иноязычное "колье", кольцеобразное значение которого доказывает, что корневая основа "кол" имеет древнее индоевропейское
происхождение). Индоевропейские племена кельтов (их потомками являются современные шотландцы, ирландцы и валийцы), которые в древности были расселены от Верхней Волги до Балкан и Атлантики, у славян прозывались колотами.

     Слова с корнем "кол" встречаются во многих финно-угорских языках. Любопытно, что и название родины Ломоносова - Холмогоры (древнерусское Колмлгоры) происходит от древнечудского наименования данной местности Кольм - оно созвучно исконно русскому слову "холм", но генетически восходит к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая связана с постоянно рождающимся и умирающим светилом Солнце-Коло (отсюда, кстати, и финская kalma - "смерть", "могила", и имя древнеиндийской богини смерти - Кали). Все это явственно свидетельствует о былой этно-лингвистической общности различных народов мира, казалось бы, таких непохожих теперь друг на друга.

     Но и это еще не все. Индейцы-ацтеки (называвшие себя также мешики) считали себя этническими приемниками племени колуа (colua) (так их называл в своих посланиях испанскому королю великий завоеватель Эрнан Кортес) - прямого наследника древних тольтеков. В боливийских Андах, к югу от священного озера Титикака, на высоте четырех тысяч метров расположен знаменитый храмовый комплекс Тиануако, посвященный богу Солнца. Он открывается циклопическими, вытесанными из одного монолита Вратами Солнца с барельефом дневного светила. Уже инки - тоже солнцепоклонники - задолго до вторжения на их территорию испанских конкистадоров не знали,
кем был построен поднебесный солнечный город. Не помнят этого, естественно, и индейские аборигены, ен имевшие письменности. Но поражает другое: индейцы аймара - исконные обитатели Андской областии молчаливые стражи Вечного города Солнца (им современный мир обязан культурой картофеля) - имеют еще одно, более древнее, название - колья. А их обширная страна, охватывающая ныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины, именовалась в старину Кольяо, со столицей Хатунколья. Наличие во всех трех словах архаичного корны "кол" свидетельствует о былом этнолингвистическом и культурно-мифилогическом единстве всех народов земли.
________________________________________
     Имя северной российской реки Тулома сопрягается с автохтонным самоназванием арктического материка Туле (Гипербореи) - древней северной прародины человечества Гипербореи, где царил Золотой век. Она погибла в результате глобального катаклизма и
погрузилась в пучину Ледовитого океана. Уцелевшие остатки прапредков современных народов из-за наступившего похолодания вынуждены были постепенно мигрировать с севера на юг. Гиперборея… - понятие искусственное: так эллины прозывали крайний север ("[край] за северным ветром-Бореем"). Страбон в своей "Географии" называет собственное имя древней страны - Туле или Тула.

     Нередко пишут Фула. Откуда такое разночтение? В греческом языке топоним-символ таинственного и недосягаемого Севера пишется через "тету" и воспроизводится в разных языках по-разному - и как Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русском языке принята одновременно
и та и другая вокализация. Например, название знаменитой баллады Гете, написанной им еще в 25-летнем возрасте и включенной впоследствии в 1-ю часть "Фауста", переводится нынче исключительно как "Фульский король". В немецком же оригинале четко значится "т": "Es war ein Konig in Thule…" (дословный перевод: "[Жил]-был [один]король в Туле"). В "Фаусте" эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей трагической судьбе. Между тем, практически во всех переводах "Фауста" на русский язык (а их
насчитывается до десяти), включая классические переводы В. Брюсова, Н. Холодковского и Б. Пастернака Thule передается как Фуле. Лишь Афанасий Фет поставил в точном соответствии с оригиналом Туле (через "фиту"), но его перевод не переиздавался с конца XIX века.
Одно из названий прародины человечества - Ultima Thule ("самый далекий Туле", иногда переводят "крайний Туле"): с таким эпитетом утвердилось имя древней северной земли в мировой истории, географии и поэзии. Устойчивое латинское словосочетание, превратившееся в крылатое выражение, введено в оборот Вергилием в "Георгиках" (I, 30).

     Известны, однако, и другие Тулы: Тула - столица древней центральноамериканской империи индейцев-тольтеков Толан (Тулан) и Тула - город русских мастеров. Конечно, российская Тула вряд ли имеет прямое отношение (по принадлежности) к древнему материку
Туле. Однако налицо самоочевидное свидетельство: прапредки русского (так же, как и саамского) народа вполне могли знать о существовании легендарной страны, название которой означало нечто скрытое и заветное - оно-тои дало наименование тому месту, где впоследствии возник город Тула (дословно -"потаенное место"). Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие "тула". Это - "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье"("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т.п.). В санскрите лексема tula имеет иной смысл: "весы", "чаша весов", "вес", "равновесие", "равенство", "сходство". Русская Тула - действительно сакрально-потаенный центр, что связано с его географическим расположением, геологическими и геофизическими особенностями, ферроэнергетикой железно-рудных месторождений. В стародавние времена они, как магнитом, притягивали сюда людей, быстро становившихся благодаря уникальному биосферному и ноосферному влиянию рудознатцами, плавильщиками железа, кузнецами, мастерами и хитроумными умельцами, слава о коих шла по всей Руси.

     Есть и другие русские слова с архаичным корнем "тул": "туловище" - телобез учета головы, рук и ног; "туло" - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы(отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "дотла"), "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д. Тем самым имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание. Интересно, что …топонимы и гидронимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение. Небольшая река с тем же названием есть в западной Сибири: Тула- приток Оби; города Туль, Тулон и Тулуза - во Франции, Тулча - в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулымский камень (хребет) - на
Северном Урале, река Тулома -в Мурманской области, озеро Тулос - в Карелии. И так далее - вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии - тулу.
________________________________________


(окончание статьи см.  ЗДЕСЬ)
 
LINDAДата: Вторник, 06.01.2015, 16:50 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 600
Статус: Offline


 
ОБО ВСЁМ » ОБО ВСЁМ » ГРАМОТА » О происхождении некоторых русских географических названий
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru